назад
ПРОГРАММА
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ (10-11-е КЛАССЫ)
Модель выпускника средней школы
Главной задачей воспитательной деятельности является стремление к тому, чтобы ее выпускники соответствовали параметрам модели личности. Модель личности рассматривается не только как идеальная цель воспитания, но и как содержание воспитания.
Ведущими качествами личности и знаниями выпускника 11-го класса являются:
O Осмысленность личной жизни, целеустремленность:
— сформированное представление о смысле жизни, идеале, счастье;
— наличие жизненных планов:
— активная профессиональная подготовка;
— стремление к материальному благосостоянию и готовность экономически самостоятельно себя обеспечить;
— желание создать крепкую, благополучную, счастливую семью;
— понимание жизненной целеустремленности.
O Мировоззрение:
— знание современной научной картины мира;
— понимание и принятие философии прав и свобод человека;
— патриотизм (чувство гордости за Отчизну и желание ее процветания)
— правовая и политическая культура;
— жизненный социальный оптимизм;
— способность сделать правильный нравственный, социальный, политический выбор.
O Интеллектуальное развитие:
— информационный кругозор;
— потребность применять знания на практике;
— умение обобщать, анализировать, делать выводы;
— критичность (ничего не принимать на веру);
— гибкое мышление, свободное от догматизма;
—стремление к постоянному интеллектуальному саморазвитию;
—умение ориентироваться в справочной, художественной, научной литературе;
— умение и желание организовать себя;
— умение заниматься самообразованием.
O Отношение к труду, деятельности, обязанностям:
— добросовестность;
— старательность;
— настойчивость;
— предприимчивость, самостоятельность;
— творческий подход к работе.
O Личностные качества (черты характера):
— сознательная дисциплинированность, обязательность; - внутренняя свобода, независимость;
— стойкость, умение переносить трудности;
— решительность, смелость, умение преодолевать неуверенность, страх;
- порядочность;
— честность, правдивость;
— раскованность;
— развитое чувство достоинства (самоуважение);
социально закаленный к негативным воздействиям окружающей среды;
— стремление к обретению свободы, к расширению границ своих возможностей, то есть к преодолению собственной ограниченности.
O Отношение к окружающим:
- гуманность, уважение прав, свобод и достоинства других людей;
— бескорыстная забота о других;
— интерес к людям, общительность;
— доброжелательность, склонность к сотрудничеству, а не к конфликтам;
- терпимость, уступчивость;
— умение постоять за себя.
O Человек — творец самого себя:
— объективная самооценка, умение видеть свои недостатки;
— «любящий себя» — значит уважающий себя, верующий в себя и в свою уникальность, в свое предназначение;
- стремление к саморазвитию, самовоспитанию, самоизменению.
O Культура поведения:
— умение жить вместе с другими;
— умение контролировать себя;
— сдержанность; тактичность;
— чувство меры в общении;
— умение соблюдать дистанцию;
— умение приветствовать;
— культура речи.
O Здоровый образ жизни:
— отношение к своему здоровью как к важной личной и общественной ценности;
— знание механизмов и способов поддержания здоровья; стремление к физическому совершенствованию;
— отсутствие вредных привычек;
— знание и владение приемами и способами оздоровления своего организма.
O Семья. Брак. Любовь.
— отношение к браку как важнейшему жизненному выбору;
- уважительное отношение к женщине, девушке.
O Эстетическая культура:
— наличие эстетического кругозора и эстетического вкуса;
— умение отличать прекрасное и безобразное в природе, искусстве, жизни, труде, общении, обучении;
— наличие развитого творческого начала;
— наличие рисовать, петь, танцевать;
— наличие чувства эстетической меры;
— наличие одеваться со вкусом, организовывать быт.
O Отношение к природе:
— готовность охранять и защищать природу;
— бережное отношение к окружающей среде;
— воплощение в своей практической жизни идеи о возобновлении природы.
Основными направлениями воспитательной деятельности являются:
1. Человек и рыночная экономика.
Классные часы: «Я — будущий экономист», «Люди в белых халатах «Уроки домашней экономики», «Школа делового человека», «Школьник и рынок».
Оказание услуг жителям села (приемка заказов на изготовление предметов народного быта: лопаты, стулья, дверные ручки, вешалки и др.), работа в школьной мастерской.
Занятия в кружках, микросюжеты с деловыми ситуациями, тестовые задания, деловые игры «Как составить рассчитать бизнес-план», «Как застраховать свое имущество».
2. Труд и признание.
Классные часы: «Умственный и физический труд», «Интеллектуальный марафон», «Учитель — нужная профессия», «дизайн класса, школы», составление компьютерных игр и программ.
Коллективные творческие дела: овладение навыками народного творчества (роспись по дереву, чеканка, резьба и др.), оформлен школьных и городских выставок. Беседы «Что значит “зарабатывать на свой хлеб”», «Забота о родителях — дело совести каждого»; встречи с людьми разных профессий.
3. Значение общения в развитии человека.
Классные часы: «Культура как синтез духовности предшествующих поколений», «Из чего складывается нравственная культура», «Политическая культура», «Религия и культура».
Коллективные творческие дела: организация литературных и музыкальных гостиных, встречи с местными писателями, организация музыкальных уроков, организация коллективных творческих дел, постановка спектаклей, молодежных программ, конкурсов.
Беседы: «Учись любить прекрасное», «Приглашаю в сердце красоту», дискуссия «Научись подчиняться, а потом подчинять».
4. Безопасное поведение.
Классные часы: «Как предупредить преступление?», «Как вести себя в конфликтных ситуациях?». Занятия в клубе «Закон и мы», «Как быстро выздороветь при наступлении болезни?», «Как преодолевать жизненные невзгоды и трудности?», «Уметь закаливать себя», «Разумное поведение в экстремальных ситуациях, в периоды болезней, физических нагрузок, умственного переутомления», «Будь осмотрителен в знакомствах, связях и делах».
Коллективные творческие дела: встречи с медицинскими специалистами, работниками суда, прокуратуры; игры «Суд над наркоманией», «Суд алкоголизмом», «Суд над воровством», «Ложь на скамье подсудимых».
Условия эффективной реализации программы:
· программа предполагает систематизацию и определенную ориентацию школьников на самостоятельную жизнь, на подготовку к взрослой, самостоятельной жизни, на становление ученика как личности;
· она обеспечивает целостность всего учебно-воспитательного процесса на период обучения школьников в учебном заведении;
· системность, целенаправленность и регулярность в работе, что повышает уровень нравственного развития личности;
· обеспечивает высокое качество, разнообразие форм и методов, формирование мировоззрения школьников, повышение уровня их воспитанности;
· помогает педагогам искать собственные пути развития личности школьников.
Лейтмотив программы
Название программы |
Ключевые ценности |
Конечный результат |
«Первоклассник»
1-4 классы |
Природа |
Ценностное отношение к природе как к дому человека |
«Младший подросток» 5-7к |
Подросток, способный к саморазвитию |
Признание отношения к человеку как к наивысшей ценности |
«Старший подросток» 8-9 к |
Жизнь личности в обществе |
Сформирование уважение к социальной стороне жизни |
«Старшеклассник
10-е классы |
Жизнь |
Формирование принципов добра, истины, красоты как принципов собственной жизни |
«Выпускник» |
Жизненная позиция |
Творчески развитая социально ориентированная Личность, способная строить жизнь достойного человека |