назад
Концепция воспитательной системы школы построена как открытая система для реально действующих и потенциально возможных участников реализации Закона РФ «об образовании», Закона КБР «Об образовании», Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, Программы развития системы образования Чернушинского района, Программы развития МОУ «Трушниковская средняя общеобразовательная школа».
В качестве основополагающих принципов воспитания, определяющих цели, стратегию содержания, пути и способы развития системы образования в школе, и, следовательно, системы воспитания, можно выделить следующие:
• личностной ориентации;
• системности;
• диалогичности и толерантности;
•творческой самодеятельности воспитанников, самоорганизации и развития интересов;
• адаптивности;
• воспитания на успехе;
• природосообразности.
Цель создания воспитательной системы школы — развитие личности ребенка через свободный выбор какого-либо вида деятельности, исходя и его индивидуальности.
Главным же условием при создании воспитательной системы необходимо считать то, что все дети от природы наделены различными способностями. Поэтому составленная программа должна быть гибкой, рассчитанной на индивидуальность ребенка. Педагоги должны предоставить ребенку множество различных видов деятельности, среди которых он найдет себе близкий род занятий. Всестороннее и творческое развитие личности зависит от материальных и духовных условий жизни общества в целом.
Создание воспитательной системы в школе — непрерывный процесс совместного творческого поиска всех педагогов, благодаря которому школа приобретает свое лицо. Воспитательная система разработана в соответствии:
P с Законом РФ «Об образовании»;
P Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
P Законом КБР «Об образовании».
Школа работает по следующим направлениям:
· художественно-эстетическое;
· спортивно-техническое;
· культурологическое; физкультурно-оздоровительное;
· социально-педагогическое;
· познавательное;
· патриотическое.
Данная программа развития воспитательной системы учреждения рассчитана 5 лет.
Цель: развитие мотивации к познанию и творчеству.
Задачи:
1. Создание условий для самопознания, саморазвития, самореализации ребенка в процессе творческой деятельности.
2. Переживание ситуации успеха в различных видах деятельности.
3. Создание атмосферы психологического комфорта, условий для развития эмоциональной, коммуникативной, культурной сфер.
4. Укрепление здоровья и пропаганда здорового образа жизни.
5. Социальная адаптация детей через практико-деятельностную основу всего воспитательного процесса, формирование активной гражданской позиции.
Педагогический коллектив использует следующие методы воспитания:
· методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция, диспут, примеры);
· методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж);
· методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и др.);
· методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.
В школе создаются условия для реализации и развития учащихся в познавательной, коммуникативной, игровой, творческой, трудовой деятельности, для занятий физической культурой и спортом. Такая организация обеспечивает
взаимовлияние воспитательных структур школы и класса, а также расширяет круг педагогов, включенных в процесс воспитания.
К доминирующим (приоритетным) направлениям деятельности относятся:
· гражданско-патриотическое и нравственное воспитание (через систему получения знаний на уроках гуманитарного цикла, обществознания, ОБЖ, классные часы «Символы Родины»; через школьный музей и т.д.), способствующее осознанию школьниками их принадлежности к судьбе Отечества, ответственности за себя и за окружающую действительность, готовности и способности строить жизнь, достойную человека;
· художественно-эстетическое развитие (через систему фестивалей, конкурсов, классных часов и т.д.), способствующее развитию чувства прекрасного, любви и интереса к культуре Отечества и к мировой культуре, развитию умения найти свое место в творчестве, массовому участию детей в культурном досуге;
· сохранение и расширение сложившегося воспитательного
· пространства способствующего полному удовлетворению интересов и потребностей учащихся в дополнительном образовании, обеспечению интересного досуга и возможности самоопределения и самореализации;
· приобщение семьи к процессу воспитания детей и подростков, способствующее укреплению связи семьи и школы в интересах развития ребенка развитие системы получения родителями профессиональной помощи в деле воспитания детей;
· физкультурно-оздоровительное направление (через программы) «Здоровье»;
· кадровое обеспечение воспитательного процесса — создание системы повышения профессионального мастерства организаторов воспитания (через работу мастерской классных руководителей, педагогические советы, школы педагогического мастерства и т.д.);
· методическое обеспечение воспитательного процесса. Создание системы аналитико-диагностического программирования воспитательного процесса; внедрение в практическую деятельность передовой педагогической науки; способствование инновационной деятельности;
· развитие системы самоуправления;
· сохранение и развитие традиций, способствующих воспитанию у школьников чувства гордости за свою школу, повышению ответственности за свои поступки и достижения в различных сферах деятельности, обеспечивающих высокую мотивационную готовность участия в деятельно школы учащихся, родителей, педагогов;
· психолого-педагогическая поддержка процесса развития личности ребёнка, координация и анализ педагогической деятельности по содействию учащимся в самореализации и самовыражении, развитии и проявлении индивидуальных особенностей.