назад
Механизм функционирования воспитательной системы школы
Воспитательная система школы выполняет следующие функции:
· развивающая. направленная на стимулирование положительных изменений в личности ребенка, поддержку процессов самовыражения способностей детей и взрослых;
· интегрирующая, содействующая соединению в одно целое ранее разрозненных и несогласованных воспитательных воздействий;
· регулирующая, связанная с упорядочением педагогических процессов и их влияния на формирование личности ребенка, ученического и педагогического коллективов;
· защитная, направленная на повышение уровня социальной защищенности детей и педагогов, нейтрализацию влияния негативных факторов окружающей среды на личность ребенка и процесс его развития;
· компенсирующая, предполагающая создание условий в школе для компенсации недостаточного участия семьи и социума в обеспечении жизнедеятельности ребенка, раскрытии и развитии его склонностей и способностей;
· корректирующая, заключающаяся в осуществлении педагогически целесообразной коррекции поведения и общения ребенка с целью уменьшения силы негативного влияния на формирование его личности.
Реализация цели и перечисленных функций воспитательной системы возможна при осуществлении педагогических условий, таких как:
? Обеспечение готовности личности ребенка к самовыражению:
· формирование позитивной Я-концепции;
· актуализация потребностей в самоактуализации и самоутверждении;
· обеспечение формирования умений у детей в самопознании и самовыражении, способности быть субъектом своей жизни и жизнедеятельности в школе.
Основное значение воспитательной системы – развитие личности и формирование мотивации к обучению, познанию и творчеству, реализация учебных и досуговых программ в интересах личности.
Дополнительное образование – условие для личностного роста, которое формирует систему знаний, констатирует более полную картину мира и помогает реализовать собственные способности и склонности ребёнка, обеспечивает органичное сочетание видов досуга с различными формами образовательной деятельности, формирует дополнительные умения и навыки.
На основе анализа современных концепций воспитания определены подходы к воспитанию.
· Личностно-созидающий подход в организации воспитательного процесса: изначальная устремлённость педагогического коллектива на созидание растущей личности, её непрерывный рост.
· Индивидуализация растущей личности в процессе её социализации: предоставление ребёнку права выбора форм и направлений своей деятельности, своего досуга.
· Создание благоприятных условий:
- для удовлетворения многообразных культурно-образовательных потребностей детей;
- психологического и физического оздоровления детей;
- для удовлетворения дефицита общения детей, педагогов, родителей.
- для самовыражения, самоутверждения и самореализации каждого ребёнка.
Принципы воспитательной системы
Принцип вариативности |
Право на добровольный выбор участия в деятельности детских объединений и в мероприятиях, проводимых в секциях, кружках, студиях НОУ |
Принцип
сотрудничества |
Право ребёнка выступать в качестве субъекта целепологания, т.е. решать проблему с «двух сторон» -и взрослыми и детьми |
Принцип
инновационный |
Право на активный инновационный поиск ребёнком варианта «своего» образования и педагога дополнительного образования |
Принцип
комфортности |
Право развивать свои интересы и потребности в максимально комфортных для развития личности условиях |
Принцип
программности |
Право, определяющее детьми дополнительного образования в соответствии с самым широким спектром познавательных потребностей и интересов детей |
Принцип
самоуправления |
Право на самоуправление школой |
Принцип
заинтересованности |
Право на познание ребёнком заинтересовавших его явлений в более увлекательной и интересной форме |
Принцип
адекватности |
Право выбирать из предложенного максимального объёма информации столько, сколько он может усвоить |
Принцип
коммуникативности |
Право расширять круг делового и дружеского общения ребёнка со сверстниками и взрослыми |
Принцип
адаптивности |
Право на обеспечение механизмами и способами вхождения ребёнка в служебную обстановку нестабильного общества |
?Формирование воспитательной среды в школе, содействующей самовыражению личности детей и педагогов:
· Поддержание благоприятного интеллектуального, нравственного и эмоционально-психологического климата в школе, наличие у детей и педагогов чувства комфортности, защищённости;
· Обеспечение реальной свободы выбора в основных сферах жизнедеятельности ребёнка и взрослого;
· Существование реальных объектов и предметов для проявления учащимися и педагогами своих способностей;
· Восприятие детьми и взрослыми творчества как важнейшей ценности своей жизнедеятельности;
· Создание системы психолого-педагогической поддержки личности ребёнка в процессе развития и раскрытия его индивидуальных способностей;
· Использование в воспитательном процессе личностно-ориентированных технологий, приёмов, методов воспитания;
· Моделирование и построение воспитательных систем в кружках, секциях, сориентированных на участие личности в деятельности по формированию и проявлению своих уникальных свойств и качеств;
· Создание системы мониторинга по отслеживанию изменений в развитии личности и коллектива.
Система организации
программно-методического сопровождения
Функции деятельности по методической поддержке классных руководителей:
- диагностическая;
- прогностическая;
- адаптационная;
- инновационно-развивающая;
- организационно-педагогическая деятельность;
- информационно-аналитическая;
Принципы работы:
- демократичность;
- научность;
- системность;
- открытость;
- целенаправленность;
- принцип конкретности и интеграции;
- оперативность и гибкость.
Организация (формы организационной работы)
1. Аналитико-диагностическая деятельность
- наблюдение;
- тестирование;
- соцопросы;
- анкетирование;
- проектирование;
- консультирование;
- анализ.
2. Инновационно-развивающая, информационно-организационная, информативно-педагогическая деятельность
- посещение занятий, праздников:
- конкурсы:
- обучающие семинары;
- тренинги;
- открытые программы;
- конференции;
- обзоры педагогической литературы;
- методическая учеба;
- педагогические советы;
- работа методического объединений;
- работа творческих групп;
- скорая методическая помощь.
Результативность воспитательной системы
Для оценки результативности создаваемой воспитательной системы нами определены критерии и показатели ее эффективности.
Первый критерий — самоактуализация личности учащихся. Получаемая в соответствии с данным критерием информация позволяет оценить влияние воспитательной деятельности на развитие личности ребенка, на формирование его индивидуальности.
Второй критерий — удовлетворенность детей, педагогов и родителей жизнедеятельностью в образовательном учреждении.
Третий критерий — конкурентоспособность нашего учебного заведения. С помощью этого критерия можно анализировать результаты учебно-воспитательного процесса не только на основе изменен происходящих в своем учреждении, но и сравнивать их с достижениями других учреждений образования района.
Модель выпускника
Вся воспитательная система школы создает условия для самоопределения, саморазвития, самореализации личности.
В процессе творческой деятельности происходит формирование акт гражданской позиции.
Модель будущего выпускника школы - здоровая конкурентоспособная, творчески развитая, социально ориентированная личность, способная строить достойную человека жизнь:
· умеющая сделать сознательный жизненный выбор в пользу творческого самоопределения;
· умеющая адекватно оценивать свои познавательные возможности и ставить посильную творческую задачу;
· умеющая продуктивно общаться на уровне приобретенного опыта (знаний, компетентности и др.);
· умеющая сознательно организовать свой стиль (образ) жизни в конкретной социально культурной среде и проработать перспективы своего культурного роста;
· знающая свои реальные профессиональные предрасположенности;
· умеющая делать аргументированный, сознательно мотивированный выбор в процессе профессионального самоопределения.
Схема взаимодействия семьи и школы
Повышение психолого- педагогических знаний родителей
|
· Родительские лектории;
· Конференции;
· Открытые уроки и внеклассные дела;
· Индивидуальные тематические консультации;
· Родительские собрания;
· Консультации психолога, социального педагога;
· Семинары, практикумы
|
Вовлечение родителей и общественности в воспитательный процесс
|
· Совместные творческие дела;
· Помощь в укреплении материально-технической базы;
· Совместные с детьми родительские собрания;
· Родительские инициативы
|
- Общешкольный родительский комитет;
- Классные родительские собрания;
- Совет школы;
- Попечительский совет
|
Вовлечение родителей и общественности в управление школой
|
Условия успешной реализации воспитательной системы
1. Кадровое обеспечение
Повышение квалификации педагогических кадров происходит дифференцированно. В течение учебного года для классных руководителей и с их участием проводятся методические семинары, которые охватывают темы педагогического и психологического взаимодействия с детьми, развития творческих способностей детей, вариативные модели содержания воспитания, инновационные формы работы и т.д. Педагоги посещают семинары, другие учебные заведения района, ЦДТ, на которых рассматриваются вопросы специфики организации работы с классом, проводятся практические занятия, тренинги и т.д.
2.Программно-методическое обеспечение:
· разработка программ и их апробация;
· разработка методических материалов по проведению тех или иных программ;
· разработка образцов текущей документации и их оформление;
· подготовка практикумов для педагогов по новым формам работы;
· разработка положений о проведении выставок, конкурсов и т.д.;
· разработка входящей, текущей и итоговой диагностики.
З. Материальное обеспечение
В школе работают 10 кружков и секций три клуба по интересам. Актовый зал, спортивный зал находятся в здании сельского дома культуры, спортивная площадка на улице. При СДК проводятся с детьми два кружка и теннисная секция.
• Технические средства:
- магнитофон;
- телевизор;
- музыкальный центр;
• Спортивное оборудование:
- настольные игры;
- мячи, обручи;
- столы и комплекты для тенниса;
- шахматы;
- скакалки.
Кроме того, имеется детская литература, методическая выставка, канцелярские принадлежности.
4. Информационное обеспечение
Пополняется библиотечный фонд, проводятся тематические выставки литературы, методических разработок и программ. Для классных руководителей создаётся информационный банк данных в компьютерном кабинете.
Перспективы развития воспитательной системы Трушниковской школы
Дальнейшее развитие воспитания и образования детей через реализацию приоритетных задач, в том числе:
совершенствование воспитательной системы школы;
разработка и апробирование новых форм, методик организации разноплановой досуговой деятельности;
совершенствование системы самоуправления в школе; расширение спектра предлагаемых кружков и секций; обновление программно-методического обеспечения воспитательного процесса учреждения;
разработка и внедрение курсов предпрофильной подготовки учащихся;
апробирование современных педагогических технологий воспитания и поддержки развития личности, создание диагностического и коррекционного комплекса средств психолого-педагогической поддержки учащихся в процессе их самоопределения.