Воспитательная работа                                             

Механизм функционирования

                                                                                                                                                                                           назад

 Механизм функционирования     воспитательной системы школы

                                                                                                   

Воспитательная система школы выполняет следующие функции:

·    развивающая. направленная на стимулирование положительных изменений в личности ребенка, поддержку процессов самовыражения способностей детей и взрослых;

·    интегрирующая, содействующая соединению в одно целое ранее разрозненных и несогласованных воспитательных воздействий;

·    регулирующая, связанная с упорядочением педагогических процессов и их влияния на формирование личности ребенка, ученического и педагогического коллективов;

·    защитная, направленная на повышение уровня социальной защищенности детей и педагогов, нейтрализацию влияния негативных факторов окружающей среды на личность ребенка и процесс его развития;

·    компенсирующая, предполагающая создание условий в школе для компенсации недостаточного участия семьи и социума в обеспечении жизнедеятельности ребенка, раскрытии и развитии его склонностей и способностей;

·    корректирующая, заключающаяся в осуществлении педагогически целесообразной коррекции поведения и общения ребенка с целью уменьшения силы негативного влияния на формирование его личности.

Реализация цели и перечисленных функций воспитательной системы возможна при осуществлении педагогических условий, таких как:

? Обеспечение готовности личности ребенка к самовыражению:

·    формирование позитивной Я-концепции;

·    актуализация потребностей в самоактуализации и самоутверждении;

·    обеспечение формирования умений у детей в самопознании и самовыражении, способности быть субъектом своей жизни и жизнедеятельности в школе.

 

Основное значение воспитательной системы развитие личности и формирование мотивации к обучению, познанию и творчеству, реализация учебных и досуговых программ в интересах личности.

Дополнительное образование условие для личностного роста, которое формирует систему знаний, констатирует более полную картину мира и помогает реализовать собственные способности и склонности ребёнка, обеспечивает органичное сочетание видов досуга с различными формами образовательной деятельности, формирует дополнительные умения и навыки.

На основе анализа современных концепций воспитания определены подходы к воспитанию.

·    Личностно-созидающий подход в организации воспитательного процесса: изначальная устремлённость педагогического коллектива на созидание растущей личности, её непрерывный рост.

·    Индивидуализация растущей личности в процессе её социализации: предоставление ребёнку права выбора форм и направлений своей деятельности, своего досуга.

·    Создание благоприятных условий:

- для удовлетворения многообразных культурно-образовательных потребностей детей;

- психологического и физического оздоровления детей;

- для удовлетворения дефицита общения детей, педагогов, родителей.

- для самовыражения, самоутверждения и самореализации каждого ребёнка.

 

Принципы воспитательной системы

Принцип вариативности

Право на добровольный выбор участия в деятельности детских объединений и в мероприятиях, проводимых в секциях, кружках, студиях НОУ

Принцип

сотрудничества

Право ребёнка выступать в качестве субъекта целепологания, т.е. решать проблему с «двух сторон» -и взрослыми и детьми

Принцип

инновационный

Право на активный инновационный поиск ребёнком варианта «своего» образования и педагога дополнительного образования

Принцип

комфортности

Право развивать свои интересы и потребности в максимально комфортных для развития личности условиях

Принцип

программности

Право, определяющее детьми дополнительного образования в соответствии с самым широким спектром познавательных потребностей и интересов детей

Принцип

самоуправления

Право на самоуправление школой

Принцип

заинтересованности

Право на познание ребёнком заинтересовавших его явлений в более увлекательной и интересной форме

Принцип

адекватности

Право выбирать из предложенного максимального объёма информации столько, сколько он может усвоить

Принцип

коммуникативности

Право расширять круг делового и дружеского общения ребёнка со сверстниками и взрослыми

Принцип

адаптивности

Право на обеспечение механизмами и способами вхождения ребёнка в служебную обстановку нестабильного общества

 

?Формирование воспитательной среды в школе, содействующей самовыражению личности детей и педагогов:

·    Поддержание благоприятного интеллектуального, нравственного и эмоционально-психологического климата в школе, наличие у детей и педагогов чувства комфортности, защищённости;

·    Обеспечение реальной свободы выбора в основных сферах жизнедеятельности ребёнка и взрослого;

·    Существование реальных объектов и предметов для проявления учащимися и педагогами своих способностей;

·    Восприятие детьми и взрослыми творчества как важнейшей ценности своей жизнедеятельности;

·    Создание системы психолого-педагогической поддержки личности ребёнка в процессе развития и раскрытия его индивидуальных способностей;

·    Использование в воспитательном процессе личностно-ориентированных технологий, приёмов, методов воспитания;

·    Моделирование и построение воспитательных систем в кружках, секциях, сориентированных на участие личности в деятельности по формированию и проявлению своих уникальных свойств и качеств;

·    Создание системы мониторинга по отслеживанию изменений в развитии личности и коллектива.

 

Система организации

программно-методического сопровождения

 

Функции деятельности по методической поддержке классных руководителей:

- диагностическая;

- прогностическая;

- адаптационная;

- инновационно-развивающая;

- организационно-педагогическая деятельность;

- информационно-аналитическая;

Принципы работы:

- демократичность;

- научность;

- системность;

- открытость;

- целенаправленность;

- принцип конкретности и интеграции;

- оперативность и гибкость.

Организация (формы организационной работы)

1.  Аналитико-диагностическая деятельность

- наблюдение;

- тестирование;

- соцопросы;

- анкетирование;

- проектирование;

- консультирование;

- анализ.

2. Инновационно-развивающая, информационно-организационная, информативно-педагогическая деятельность

- посещение занятий, праздников:

- конкурсы:

- обучающие семинары;

-  тренинги;

- открытые программы;

- конференции;

- обзоры педагогической литературы;

- методическая учеба;

- педагогические советы;

- работа методического объединений;

- работа творческих групп;

- скорая методическая помощь.

 

Результативность воспитательной системы

 

Для оценки результативности создаваемой воспитательной системы нами определены критерии и показатели ее эффективности.

Первый критерий — самоактуализация личности учащихся. Получаемая в соответствии с данным критерием информация позволяет оценить влияние воспитательной деятельности на развитие личности ребенка, на формирование его индивидуальности.

Второй критерий — удовлетворенность детей, педагогов и родителей жизнедеятельностью в образовательном учреждении.

Третий критерий — конкурентоспособность нашего учебного заведения. С помощью этого критерия можно анализировать результаты учебно-воспитательного процесса не только на основе изменен происходящих в своем учреждении, но и сравнивать их с достижениями других учреждений образования района.

 

Модель выпускника

Вся воспитательная система школы создает условия для самоопределения, саморазвития, самореализации личности.

В процессе творческой деятельности происходит формирование акт гражданской позиции.

Модель будущего выпускника школы - здоровая конкурентоспособная, творчески развитая, социально ориентированная личность, способная строить достойную человека жизнь:

·    умеющая сделать сознательный жизненный выбор в пользу творческого самоопределения;

·    умеющая адекватно оценивать свои познавательные возможности и ставить посильную творческую задачу;

·    умеющая продуктивно общаться на уровне приобретенного опыта (знаний, компетентности и др.);

 

·    умеющая сознательно организовать свой стиль (образ) жизни в конкретной социально культурной среде и проработать перспективы своего культурного роста;

·    знающая свои реальные профессиональные предрасположенности;

·    умеющая делать аргументированный, сознательно мотивированный выбор в процессе профессионального самоопределения.

 

Схема взаимодействия семьи и школы

 

Повышение психолого- педагогических знаний родителей

 

·        Родительские лектории;

·        Конференции;

·        Открытые уроки и внеклассные дела;

·        Индивидуальные тематические консультации;

·        Родительские собрания;

·        Консультации психолога, социального педагога;

·        Семинары, практикумы

 

 

 


                      

 

 


                      

 

 

Вовлечение родителей и общественности в воспитательный процесс

 

·        Совместные творческие дела;

·        Помощь в укреплении материально-технической базы;

·        Совместные с детьми родительские собрания;

·        Родительские инициативы

 

 

 

 

 

 

 


  • Общешкольный родительский комитет;
  • Классные родительские собрания;
  • Совет школы;
  • Попечительский совет

 

Вовлечение родителей и общественности в управление школой

 

 

 

 

 

  

Условия успешной реализации воспитательной системы

 

1. Кадровое обеспечение

Повышение квалификации педагогических кадров происходит дифференцированно. В течение учебного года для классных руководителей и с их участием проводятся методические семинары, которые охватывают темы педагогического и психологического взаимодействия с детьми, развития творческих способностей детей, вариативные модели содержания воспитания, инновационные формы работы и т.д. Педагоги посещают семинары, другие учебные заведения района, ЦДТ, на которых рассматриваются вопросы специфики организации работы с классом, проводятся практические занятия, тренинги и т.д.

2.Программно-методическое обеспечение:

·    разработка программ и их апробация;

·    разработка методических материалов по проведению тех или иных программ;

·    разработка образцов текущей документации и их оформление;

·    подготовка практикумов для педагогов по новым формам работы;

·    разработка положений о проведении выставок, конкурсов и т.д.;

·    разработка входящей, текущей и итоговой диагностики.

З. Материальное обеспечение

В школе работают 10 кружков и секций три клуба по интересам. Актовый зал,  спортивный зал находятся в здании сельского дома культуры, спортивная площадка на улице. При СДК проводятся с детьми два кружка и теннисная секция.

Технические средства:

- магнитофон;

- телевизор;

- музыкальный центр;

Спортивное оборудование:

- настольные игры;

- мячи, обручи;

- столы и комплекты для тенниса;

- шахматы;

- скакалки.

Кроме того, имеется детская литература, методическая выставка, канцелярские принадлежности.

 

4. Информационное обеспечение

Пополняется библиотечный фонд, проводятся тематические выставки литературы, методических разработок и программ. Для классных руководителей создаётся информационный банк данных в компьютерном кабинете.

 

Перспективы развития воспитательной системы Трушниковской школы

Дальнейшее развитие воспитания и образования детей через реализацию приоритетных задач, в том числе:

        совершенствование воспитательной системы школы;

разработка и апробирование новых форм, методик организации разноплановой досуговой деятельности;

совершенствование системы самоуправления в школе;   расширение спектра предлагаемых кружков и секций;       обновление программно-методического обеспечения воспитательного процесса учреждения;

разработка и внедрение курсов предпрофильной подготовки учащихся;

апробирование современных педагогических технологий воспитания и поддержки развития личности, создание диагностического и коррекционного комплекса средств психолого-педагогической поддержки учащихся в процессе их самоопределения.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".